Известно, что брак для Гоголя был синонимом кошмара. Метафорическая пьеса помещает понятие жены в мир тяжёлого бреда, достойного Кафки. Жена предстаёт то «материей» (шерстью), то командиром пехоты, то колокольней. Жена с гусиным лицом повсюду, в том числе в твоём кармане. Пьеса отражает все мысли Гоголя, касающиеся семейной жизни, всю его невротичность и страхи.
Но с тем, что принудительный союз может обернуться кошмаром, поспорить сложно. В незамысловатом сюжете пьесы проявляется вся суть творчества Гоголя. По словам Владимира Набокова, вдохновляла Гоголя муза абсурда, а комедия у него соединяется с трагедией. Главный герой Подколесин видит, что вокруг одна сплошная «скверность», он решает что-то изменить, совершить поступок и как-то спасти ситуацию... Поступок становится прыжком в открытое окно.
У Марка Захарова герои становятся карнавальными масками, что только на руку гоголевской пьесе. Потаённые черты человеческой натуры, изжить которые всё «недосуг», автор передал столь же гениально, как и его последователи, Достоевский и Чехов.