Москва
2
Классическая музыка

Юрий Фаворин

  • Продолжительность: 1ч 30 мин.
  • 6+
Подробное описание
Расписание

Оливье Мессиан — одна из крупнейших фигур европейской музыкальной культуры ХХ века. Композитор, органист, педагог, он также автор значительных теоретических трудов. Исследования Мессиана охватывают диапазон от орнитологии и индийских ритмов до музыкальных форм и автоанализа. Из класса Мессиана-педагога вышли выдающиеся композиторы второго авангарда: Булез, Куртаг, Ксенакис, Штокхаузен, Гризе, Гурецкий.

Художественный мир Мессиана тесно связан с его философско-эстетическими воззрениями. В основе его мировосприятия и, соответственно, творческого метода — вера и религия, вопросы которых он глубоко изучал. Книги Священного Писания и другие канонические тексты явились источником практически всей сакральной музыки композитора. Ярким примером служит грандиозный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано соло. Каждая пьеса здесь имеет символический заголовок: «Взгляд отца», «Взгляд звезды», «Взгляд духа радости», «Поцелуй младенца Иисуса» и подобные.

Пьеса Cantéyodjayâ демонстрирует другую область интересов Мессиана — сферу музыкального ритма. В основе произведения лежит одноимённая ритмическая формула из карнатической музыки. Показательно, что свои трактаты («Техника моего музыкального языка» и «Трактат о ритме, цвете и орнитологии») композитор начинает именно с подробных глав о ритме — о его практическом аспекте и фундаментальном значении не только для искусства, но и всего мироздания.

Среди выдающихся учеников Мессиана находится фигура Пьера Булеза, композитора, дирижёра-просветителя, педагога, активного общественного деятеля, создателя IRCAM и Ensemble intercontemporain. Булез воплощает деятельную энергию своего поколения — поколения бесстрашных новаторов.

Отправной точкой эстетики Булеза-композитора стала идея рационального в музыке. Порядок звуков, их тембр и ритм, исполнительские приёмы — всё это музыкальное пространство Булез подчиняет строгим формулам (сериям и рядам). Например, в Сонате № 1 для фортепиано этот принцип упорядоченности звуков сочетается с относительно свободными фрагментами.

Исполнитель:
Юрий Фаворин — фортепиано.

Программа:
I отделение
Мессиан — «Взгляд духа радости»;
«Первое причастие Девы Марии» Из цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса»;
Cantéyodjayâ

II отделение
Булез — 12 нотаций для фортепиано;
Соната № 1;
Une Page D’éphéméride;
Incises.

В программе возможны изменения.

Зарядьеул. Варварка, 6, стр. 4
5 декабря, пятница
19:00
Продажи нет