Соната № 29 си-бемоль мажор является одним из наиболее масштабных и сложных произведений в данном жанре, музыковед Борис Асафьев назвал её «симфонией для фортепиано», а композитор и пианист Антон Рубинштейн сравнивал с другим грандиозным произведением Бетховена — Девятой симфонией. Цикл состоит не из трёх, а из четырёх частей, что сближает сонату с симфонией.
Композитор озаглавил произведение «Большая соната для хаммерклавира» (впоследствии закрепилось краткое название «Хаммерклавир»), то есть молоточкового фортепиано, которое в тот период вытесняло клавесин. Таким образом автор подчеркнул, что только фортепиано, с его более богатыми техническими возможностями, способно воплотить его замысел.
Этюды-картины, ор. 39, стали последним произведением, написанным Рахманиновым перед эмиграцией. В характере этих пьес отразилась атмосфера предреволюционных лет: в цикле господствуют мрачно-тревожные настроения. Девять этюдов-картин, составляющих этот цикл, принадлежат к самым выдающимся образцам рахманиновского фортепианного творчества: виртуозность соединяется здесь с яркой, живописной образностью музыки.
Исполнитель: Илья Папоян (фортепиано).
В программе:
I отделение:
Бетховен — Соната № 29, ор. 106.
II отделение:
Рахманинов — Этюды-картины, ор. 39.
В программе возможны изменения.